Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
Справочная информация о Леплейск...

Краткая характеристика  территории Леплейского сельского поселения.

Леплейское сельское поселение является административно-хозяйственной единицей Зубово-Полянского района Республики Мордовия с административным центром в посёлке Леплей.

В состав территории  поселения входят исторически сложившиеся населенные пункты: посёлок Леплей, посёлок Ударный. К ним прилегают земли общего пользования, территории природопользования.

Леплейское сельское поселение расположено  на севере Зубово-Полянского муниципального района, в 35 км от районного центра и 30 км от железнодорожной станции Потьма, занимает территорию 8278 га.

 Поселки Леплейского сельского поселения связаны между собой республиканской автодорогой Барашево - Потьма.

С юга территория сельского поселения граничит с Сосновским   сельским  поселением, с севера - с Явасским городским поселением, с запада - с Подлясовским сельским поселением, с востока - с Торбеевским районом Республики Мордовия.

Границы Леплейского сельского поселения установлены в соответствии с Законом Республики Мордовия от 20.05.2008 № 47-З  «Об установлении границ муниципальных образований Зубово-Полянского района, муниципального образования Зубово-Полянский район и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района» и схемой территориального планирования района.

  По границе Леплейского сельского поселения протекает одна из крупнейших рек Зубово-Полянского района река Парца. Главный приток Парцы - река Виндрей протекает по территории поселения.

Территория Леплейского сельского поселения в составе Зубово-Полянского муниципального района расположена в лесостепной зоне. Леса на территории поселения занимают 7674 га., что составляет 92,7 % от всей территории поселения.       

      Ориентировочная  площадь  земель  Леплейского сельского поселения составляет:

- земли сельскохозяйственного назначения –  166 га;

- земли населённых пунктов – 230 га;

- земли лесного фонда - 7674 га;

- земли рек, озер - 208 га.

Численность населения Леплейского сельского поселения на 01.01.2012 г. составляет 2150 человек. Из них:

- моложе трудоспособного возраста –  462 чел.;

- трудоспособного возраста – 1265 чел.;

- старше трудоспособного возраста – 421 чел.

         Плотность населения Леплейского сельского  поселения  составляет   25,97 чел/км2 .      

 Динамика  численности  населения  за  предыдущие 3 года приведена в таблице 1

 

п/п

 

Наименование возрастной группы

Численность населения за   последние годы (чел.)

2010

2011

2012

1

Трудоспособный возраст

1329

1402

1265

2

Пенсионеры

416

302

421

3

Моложе трудоспособного возраста

463

464

462

4

Всего по Леплейскому с.п.

2208

2168

2150

 

Таблица 2 – Анализ естественного движения  населения: прироста (убыли).

Годы

  2009г.

  2010г.

   2011г.

   Рождаемость, чел.

-

28

25

Смертность, чел.

-

23

30

Прирост, чел.

-

-5

-5

 

Таблица 3 – Анализ численности населения с разбивкой по основным группам.

Годы

Численность населения, чел.

в т.ч. по основным возрастным группам

человек

%

Р<16

Р16-60 (55)

Р≥60 (55)

Р<16

Р16-60 (55)

Р≥60 (55)

2010

2208

463

1329

416

20,97

60,19

18,84

2011

2168

464

1402

302

21,40

64,67

13,93

2012

2150

462

1265

421

21,49

58,84

19,58

 

На территории Леплейского сельского поселения находятся объекты социального значения:

-  администрация сельского поселения в посёлке Леплей;

- МБОУ «Леплейская  средняя общеобразовательная школа», (год ввода 2001) учатся 116 учеников;

- МБОУ «Ударная  средняя общеобразовательная школа», (год ввода 1969) учатся 147 учеников;

- МБДОУ «Леплейский детский сад», (год ввода 1968) находятся 47 детей;

- МБДОУ «Ударный детский сад», (год ввода 1965)  находятся 68 детей;

- Детская школа искусств в поселке Леплей, посещают 60 учащихся;

- учреждения УФСИН ФКУ ИК-5, 22 в посёлке Леплей;

- учреждения УФСИН ФКУ ИК-4, 10  в посёлке Ударный;

- Дома культуры  в посёлках  Леплей и Ударный, деятельность которых направлена на обеспечение культурного обслуживания населения с учетом культурных интересов и потребностей различных социально-возрастных групп;

- амбулатория с дневным стационаром на 5 коек в посёлке Леплей;

- фельдшерско-акушерскиий пункт в посёлке Ударный;

- аптека в посёлке Леплей;

- спортивный комплекс с бассейном, сауной, волейбольным и теннисным залами, стадионом в посёлке Леплей;

- отделения связи в посёлках Леплей и Ударный;

- отделение сбербанка России в посёлке Леплей и Ударный;

- почтовое отделение в посёлках Леплей и Ударный;

- сельская библиотека в посёлке Леплей;

- 11 магазинов в посёлках Леплей и Ударный.

В посёлке Ударный построена церковь.

Отопление детских учреждений обеспечивают газовые котельные.       

    В социальной сфере Леплейского сельского поселения занято – 89 человек.

    Основная масса трудоспособного населения (907 чел.)  занята в учреждениях УФСИН РФ.

Историческая справка:             

Как и когда появились на территории Зубово-Полянского района  лагеря, а проще исправительно-трудовые колонии?  Впервые в этих местах появились люди в сопровождении конвоиров в 1928 году. Это были осуждённые.  Занимались они в лесах заготовкой деловой древесины и дров для «Мосгортопа».

25 мая 1931 года руководством НКВД СССР было принято решение об открытии Темлага. В том же году образовались три участка: Явасский, Барашевский  и Шалинский.  Тогда же началось и строительство  железной дороги от станции Потьма до Барашева. Нить железнодорожного полотна тянули строго на север. Это был изнуряющий, каторжный труд без применения техники. Все земляные работы велись вручную с помощью лопат, ломов и тачек. На пути строителей встречались огромные болота. И сколько надо было усилий, что бы осушить эти болота и поднять насыпь. Порой было наоборот – строителям дороги приходилось срезать встречающиеся на пути холмы. От основного железнодорожного полотна делали отводы до лесных делянок. Делянки вырубались подчистую.

Ежедневно десятки вагонов, гружёные дровами и строевым лесом, свозились на станцию Потьма. Там формировались железнодорожные составы, конечным пунктом следования которых была Москва.

Вот тогда при небольших лесных посёлках и деревеньках стали образовываться лагеря. Первыми их обитателями были уголовники, отбывающие различные сроки наказания за воровство, изнасилование, разбой, хулиганство. Но в дальнейшем лагеря стали пополняться людьми с иными политическими взглядами и убеждениями.

Явасская зона, куда входят такие крупные посёлки, как Потьма, Молочница, Сосновка, Леплей, Ударный, Парца, Озёрный и другие это своего рода район в районе со своей экономикой и инфраструктурой. Это единственное в своем роде исправительное учреждение, не входящее в систему традиционных территориальных органов исполнения наказаний республик, краев и областей, со своей столицей - поселком Явас, своими генералами, своими органами охраны, надзора, безопасности и оперативными аппаратами. Этот лагерь после смерти Сталина в 1953 году стал одним из немногих мест, а впоследствии и единственным, отбытия наказания для лиц, осужденных за "государственные преступления" (включая антисоветские). Для агентурно-оперативной работы среди зеков Дубравлага существовал единственный специальный отдел КГБ по Дубравлагу (в остальных лагерях, колониях и тюрьмах страны оперативная работа велась и ведется оперативными частями самих мест заключения). Несмотря на то, что в конце 1980 - начале 1990 годов те части лагеря, где содержались антисоветчики, диссиденты, шпионы, валютчики и нарушители госграницы, были закрыты в связи с изменением политики и атмосферы в стране, сам лагерь продолжил свою деятельность, сосредоточившись уже на обеспечении отбытия наказания обычными уголовными преступниками.

Именовалась Явасская зона и Темлагом (Темниковский Исправительно-Трудовой Лагерь), и Дубравлагом (Дубравный Исправительно-Трудовой Лагерь).  Была известна как госучреждение ЖХ-385. Аббревиатура ЖХ, по принятой в Советском Союзе традиции всё засекречивать, означала "Железнодорожное хозяйство", номер же 385 означал номер лагеря или, как в данном случае - целую лагерную систему Дубравлага. Теперь она называется Управлением ФСИН РФ по Мордовии.

Посёлки Явасской зоны были связаны между собой железной дорогой. Один раз в сутки курсировал между ними поезд из нескольких вагонов. Часть из них были спецвагонами, в них развозились по ИТК осуждённые. К 2006 году железная дорога, соединявшая поселки Барашево и Потьма, ликвидирована, путь демонтирован. Что касается грунтовой дороги, то в непогоду по ней практически нельзя было ни пройти ни проехать. Мощные лесовозы и те порой застревали. И лишь в 80-е годы осуществилась давняя мечта жителей многочисленных посёлков – иметь хорошую дорогу с твёрдым покрытием.

Близость исправительно-трудовых колоний не могла не сказаться на развитии посёлков. Многие из них напоминают маленькие, хорошо ухоженные городки.

 Леплей – слово мокшанского происхождения, которое означает «ольховый овраг». Начало поселку положили рабочие – строители железнодорожной ветки, прокладывавшие в конце 1920-х годов дорогу в глубину потьминских лесов.

Сам населенный пункт возник в 1938 году в связи с поступлением сюда осужденных, занятых на лесоповале. Тогда же появилась жилая зона. Охрана и вольнонаемные рабочие размещались в основном в землянках и примитивных бараках. До Великой Отечественной войны в Леплее изготавливали кирпич, который славился на весь Зубово-Полянский район.

Именно здесь, почти в 200 км от столицы республики Саранска, среди дремучих лесов и непроходимых болот, затерялась одна из местных достопримечательностей – исправительная колония № 5 (ИК-5). «Пятерка», как ее прозвали в народе.

Сейчас трудно сказать, когда и где впервые появились колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов и отдельных категорий военнослужащих. В современной России их несколько, причем «пятерка» считается одной из самых крупных ИК в ряду себе подобных. В 2001 году она стала специализированной – поменялся контингент. Изменился и ее «статус» – колония общего режима превратилась в ИК режима строгого. Ее обитатели – бывшие сотрудники прокуратуры, органов внутренних дел, уголовно-исправительной системы, судьи.

Исправительное учреждение ФБУ ИК-22 (старое название ЖХ-385/22) УФСИН России по Республике Мордовия, является колонией строгого режима, с лимитом наполнения 262 места, включая участок общего режима на 62 места.

История создания колонии начинается с 1956 года, когда иностранных преступников, отбывавших наказание в советских тюрьмах, решено было собрать на одной зоне. Руководству МВД СССР приглянулся мордовский поселок Леплей. С одной стороны, кругом леса и болота - не сбежишь, с другой - близко от Москвы: удобно осужденных возить в посольства. Так в исправительно-трудовой колонии № 5 появился новый участок. В 1986 г., когда зарубежный криминалитет, что называется, повалил валом, участок преобразовали в самостоятельное учреждение ЖХ-385/22. В настоящее время – это колония ИК-22 строгого режима УФСИН России по Республике Мордовия.

В колонии ИК-22 отбывают наказание иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления на территории РФ, которые содержатся на строгом режиме. Здесь сидят те же убийцы, насильники, воры-рецидивисты, грабители, наркоторговцы, контрабандисты. Большинство осуждены на срок от 5 до 12 лет. Средний возраст осужденных составляет от 34 до 37 лет. На участке общего режима содержатся лица, осужденные за совершение менее тяжких преступлений.

В целом, колония представлена преступниками из 44 стран мира – представителями Азии, Африки, Европы, арабского мира… Большую часть осужденных составляют выходцы из Вьетнама, Афганистана, Китая, Турции и Нигерии. Есть сидельцы из Пакистана, Заира, Камеруна, Финляндии, Черногории, Албании, Хорватии, Сербии, Марокко, Нидерландов, Германии… В течении последних лет, в среднем за год, в учреждении отбывают наказание 170-185 осужденных.

Ударный (Ударнай), посёлок – мокш.-русск. Название символического характера: первопоселенцами были комсомольцы-ударники, заготовлявшие лес для московских новостроек. Основан в 1929 году переселенцами из сёл Журавкино, Подлясово, Шалы, Кишалы. На территории поселка Ударный  две исправительные колонии – это колония ИК-4  и ИК -10  УФСИН России по Республике Мордовия. 

 

В структуре жилого фонда Леплейского сельского поселения основную долю занимают одноэтажные многоквартирные жилые дома и двухэтажные многоквартирные жилые дома.

В п. Леплей 105 домов, в т.ч. жилых – 88 (2-х этажных – 11, одноэтажных -42, собственных – 35), административных – 17.

В п. Ударный 73 дома, в т.ч. жилых – 59 (2-х этажных- 7, одноэтажных- 47, собственных – 5),

административных – 14.

  Леплейское сельское поселение оборудовано инженерной инфраструктурой.

Собственных источников электроснабжения Леплейское сельское поселение не имеет, электроснабжение осуществляется от системы ООО «Электротеплосеть» через опорные подстанции 110/10 кВ. Распределение электроэнергии между потребителями поселения осуществляется на напряжение 10 кВ. Существующая схема высоковольтных электрических сетей обеспечивает надёжное электроснабжение поселения.

    Леплейское сельское поселение полностью газифицировано. Подключение к газопроводу частных домов производится индивидуально из собственных средств  владельцев жилья. 

Имеется в поселках водопровод, протяженностью 5693 м. (в т.ч. п.Леплей – 2795 м., п.Ударный – 2898 м.). Водопровод питают 3 водопроводные башни. 

В Леплейском сельском поселении имеются поселковые сети хозяйственно-бытовой канализации протяжённостью 1393м. В частном секторе (индивидуальной жилой застройки) хозяйственно-бытовые стоки собираются в сборные емкости. 

Развито цифровое и кабельное телевидение.

Леплейское сельское поселение полностью телефонизировано, имеется сотовая связь, в посёлке Леплей установлены антенно-мачтовые сооружения «Мегафон», «Билайн», обеспечивающие мобильную связь.  

В поселках дороги в основном с твердым покрытием, протяжённость которых 11км.           

Имеется регулярное транспортное сообщение с районным центром Зубова Поляна, населенными пунктами сельского поселения, а также с городами Саранск, Москва, Темников, п. Теньгушево. Большое количество пассажирских и грузовых перевозок производится частными транспортными средствами.

1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6