Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
Cправка о поселении

Паспорт социально-экономического развития Мордовско-Пимбурского сельского поселения на 01.01.2018 г.

Паспорт социально-экономического развития Мордовско-Пимбурского сельского поселения на 01.01.2017 г.

Паспорт социально-экономического развития Мордовско-Пимбурского сельского поселения на 01.01.2016 г.

 

В состав муниципального поселения Мордовский Пимбур входят одно село Мордовский Пимбур. Село Мордовский Пимбур является «патриархом» зубово-полянской земли, основано оно в XVII веке. В «Царском указе 182 (1674года) об отказе примерной земли» упоминается «у озерков Керенского уезду деревня Пимборы с мордвою». В «Списке населенных мест Тамбовской губернии» (1866год) – село казенное из 255дворов (2226человек) Спасского уезда, В селе имелись деревянная Никольская церковь, маслобойка. Название – характеристика:пи «окраина», «конец»; бура «роща», Пимбур, Пиньбура, Пеньбура  - «На окраине рощи». Определение «мордовский» указывает на этническую предрасположенность жителей. К 1930году в селе Мордовский Пимбур было 543 двора (2698 человек). В 2001году население составило 677 человек.

До XIX века жители мордовских сел не обучались грамоте. И только в начале XIX века просвещением края занялся епископ Иона. По его указанию в 1812году в учебную программу Тамбовской семинарии ввели обучение мордовскому (мокшанскому) языку, одновременно началась работа по созданию первых русско-мокшанских словарей и грамматики. В 1838 году была издана первая грамматика мокшанского языка. Несмотря на усилия отдельных просветителей и мессионеров, большая часть населения оставалась неграмотной. В 1887 году  в Мордовском Пимбуре была построена первая школа. В начале XX века был принят закон о всеобщем обучении, но только после свершении революции и окончании гражданской войны положения о всеобщем обучении и светском образовании были претворены в жизнь.

В 1930 году в селе создан  колхоз «Красное знамя».

Грянула война, мужчины села ушли на фронт защищать родную землю. И защищали ее не жалея своей жизни, многие из них сложили свои головы в боях за отечество. С первых дней войны уроженец села А.К. Гангаев сражался с захватчиками в составе Черноморской группы войск. 25 октября 1943 года за подвиг при форсировании Днепра ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Оставшиеся в тылу своим трудом приближали желанную победу. На полях, лугах и пастбищах не прекращались сезонные работы, колхозники стремились не только вырастить хлеб для фронта, но и сохранить для мирного времени поголовье скота, запасти семена для освобождаемых территорий. Молодые колхозницы взялись за освоение техники. Первой женщиной-трактористкой района стала А.Д. Ермашова  и проработала механизатором 45 лет. В 1966 году она была награждена орденом Ленина.

Бездорожье и отдаленность от районного центра сказывалось на развитии поселения. Если в 70-е годы появились сдвиги в лучшую сторону в развитии растениеводства, то в животноводстве и  капитальном строительстве дела шли не лучшим образом. С приходом в 1976 году нового председателя колхоза Пудина И.И. жизнь села заметно изменилась. Стало активно развиваться свиноводство: вся округа ехала за поросятами в колхоз «Красное знамя». По 200 центнеров картофеля с гектара получали овощеводы Мордовского Пимбура. Стал меняться и облик села. Люди стали больше зарабатывать, широко развернулось строительство индивидуального жилья. Были построены двухэтажное административное здание, в котором разместилось правление колхоза, сельский Совет и почта; магазин, детский сад, медпункт, появилась дорога с твердым покрытием.

В 1996году колхоз «Красное знамя» был реорганизован в СХПК «Мордовск-Пимбурский» в составе ТНВ «Вектор и компания». Основное направление – животноводство, растениеводство.

На территории современного села – школа, детский сад, отделение сбербанка, Дом культуры, отделение связи, ФАП, магазин, отделение связи, действует Покровская церковь.

Мордовский Пимбур – родина советского и российского драматурга, публициста и общественного деятеля, лауреата многочисленных премий, в том числе Госпремии Мордовии А.И.Пудина. 

Сельское поселение Мордовский Пимбур расположено в юго-восточной части Зубово-Полянского района, в 35км от райцентра и железнодорожной станции Зубово-Поляна Население составляет на 1 января 2009 года 503 человека.

В поселении имеются: дом культуры, школа, детский сад, ФАП, отделение сбербанка, отделение связи, магазин, церковь.

Население – преимущественно мордва-мокша. Занято в растениеводстве и животноводстве.

В геологическом строении территории, куда относится и сельское поселение, принимают участие каменноугольные, юрские, меловые, неогеновые, и четвертичные отложения.

Основные водозаборы питьевого и хозяйственного отложения приурочены к каменноугольным отложениям.

Каменноугольная система представлена повсеместно нижним и средним отделом.

  • Нижний отдел представлен: визейским ярусом (C1V), отложения которого залегают на размытой поверхности нижнетурнейского подъяруса . Визейский ярус подразделяется на два подъяруса - редне визейский (яснополянский надгоризонт (C1V1), мощностью от 0,5 до 26,6 м, сложенный глинами и песками, в меньшем количестве прослоями мергелей и известняков; верхневизейским сильноразмытым окским надгоризонтом (C1V3), залегающим на сильно размытой поверхности тульских отложений и известняками пелитоморфными, массивными с линзами пестроцветных глин, трещиноватыми, в нижней части разрушенными до известковой муки
  • Средний отдел представлен Московским ярусом (C2m) верейским, каширским и подольским горизонтами. Московский ярус – кровля Верейского горизонта  наклонена с юга на север, мощность горизонта 9,0-38,9 м,  горизонт сложен в нижней части песчано-глинистыми пордами, содержащими мощные прослои  мергелей и известняков, прослои карбонатных пород, количество которых увеличивается вверх по разрезу, одновременно с уменьшением терригенных пород. Каширский горизонт,мощностью 60-75 м, представлен в нижней пачке известнякпми белыми пелитоморфными, глинистыми, с редкими остатками микрофауны, доломитизированными, иногда ожелезненными, мощность пачки 8-12 м. Каширский горизонт в средней пачке представлен: известняками светло-серыми, мелкокристаллическими глинистыми и пелитоморфными, доломитами белыми микрозернистыми с прослоями окремненными. Мощность – около 30 м. Каширский горизонт в верхней пачке сложен известняками с прослоями доломитов, мергелей, глин. Мощность – до 35 м. Подольский горизонт (C2m2) представлен карбонатными породами (известняками и известняковистыми доломитами), в меньшей степени мергелями, пестроцветными глинами. Мощность от 35 до 59,7м.

Юрская система представлена отложениями колловейского яруса. Келловейские отложения залегают с размывом на каменноугольных отложениях с перекрывающимися меловыми, неогеновыми и четвертичными образованиями. Ярус представлен  всеми своими подъярусами, сложен в основном глинами, серыми, темно-серыми слюдистыми, песчанистыми и алевритистыми с редкими прослоями мергеля и седирита, алевритами серыми глинистым, слюдистыми с прослоями глин разных мощностей (от 1,1 до 9,5 м). Общая полная мощность келловейского яруса  составляет 50-55 м

Территория сельского поселения Мордовский Пимбур в геоморфологическом отношении представляет собой  водораздел реки Бель.

Рельеф сельского поселения неодинаков, наиболее возвышенная часть землепользования находится в юго-западной части и представляет собой покатые склоны различной экспозиции. Северная и восточная части поселения выровненные и представляют собой пологие водораздельные склоны.

Овражно-балочная сеть на территории сельского поселения сильно развита. Склоны балок пологие, задернованные. На всей территории хорошо выражен микрорельеф, представленный западинками, холмиками и промоинами. Эрозионные процессы характеризуются главным образом, плоскостной эрозией, т.е. процессами смыва на площадях, прилегающих к гидрографической сети.

Гидрографическая сеть поселения развита слабо. Крупных рек на территории нет. Вдоль западной границы течет маленькая речка Мал. Игушь с притоком реки Бель. Русла речек извилистые. Основным источником их питания являются паводковые воды. Озер на территории нет. Из искусственных водных источников есть пруды, используемые для водопоя скота, колодцы для снабжения водой населения.

Климат поселения умеренно-континентальный со сравнительно жарким летом и холодной зимой. Средняя температура в январе -11,70С, в апреле 4,50С, в июле +19,80С, в октябре  +4,20С.

Продолжительность безморозного периода 138 дней. Весенние заморозки заканчиваются обычно во второй декаде мая. Вегетационный период (средняя температура более +50) наступает в четвертой пятидневке апреля и продолжается до третьей пятидневки сентября, то есть составляет примерно 175-179 дней.

Среднесуточные температуры выше 100С наступают 30 апреля – 2 мая, заканчиваются 20-25 сентября. Сумма положительных температур выше 100составляет 2280-23900С, а с температурой выше 150С –  1700-17800С.

Устойчивый снежный покров ложится во второй декаде ноября, достигая максимальной высоты во второй декаде марта. Средняя высота снежного покрова достигает 24 см. Наибольшая глубина промерзания почвы на суглинистых грунтах составляет 100-115 см. Продолжительность периода с устойчивым промерзанием почвы в среднем равна 160-170дням. Снеготаяние начинается примерно в третьей декаде марта и заканчивается в первой декаде апреля.

В условиях пресеченного рельефа и под воздействием сильных ветров снег залегает неравномерно, значительная его часть сдувается в овраги и балки, что приводит к образованию на полях оголенных участков. Поэтому даже в зимы, когда высота снежного покрова близка к средней многолетней, на отдельных участках, подверженных сдуванию снега, необходимо проводить снегозадержание.

Устойчивый переход среднесуточных температур через 00Ск весне наблюдается в первой декаде апреля.

Территория поселения относится к зоне неустойчивого увлажнения. Годы с достаточным и даже обильным увлажнением нередко чередуются с засушливыми.

По многолетним данным в поселении выпадает в среднем 430-450 мм осадков в год, в том числе в вегетационный период (апрель-октябрь) – 240 мм. Летние осадки часто выпадают в виде ливней, вызывающих полегание хлебов, заиливание почвы, развитие эрозионных процессов, при этом влага почвой усваивается плохо.

В весенне-летний период суховеи и засушливые явления наблюдаютcя почти ежегодно. В среднем дней с суховеями бывает около от 4 до 6.

Господствующими ветрами являются юго-западные.

В целом климатические условия, несмотря на отдельные годы  благоприятны для возделывания многих сельскохозяйственных культур и успешного ведения многоотраслевого сельского хозяйства.

В гидрогеологическом отношении изучаемая местность входит в состав Инсаро-Мокшанского гидрогеологического района Приволжско-Хоперского артезианского бассейна.

Гидрогеологические условия определяются положением территории в наиболее приподнятой центральной и юго-западной частях Токмовского свода, осложненного с одной стороны зоной Сурско-Мокшанских поднятий, а с другой Муромско-Ломовским прогибом.

Зона Сурско-Мокшанских поднятий, являющаяся областью питания наиболее мощного среднекаменноугольного водоносного горизонта, заходит своим северо-западным крылом. Неглубокое залегание в сводных частях Сурско-Мокшанских дислокаций карбонатных пород среднего карбона, их высокие фильтрационные свойства, развитие карстовых процессов способствует глубокому проникновению в описываемую толщу инфильтрационных  пресных вод. В связи с этим в среднекаменноугольных отложениях вскрыты пресные воды.

По стратиграфическому принципу, литолого-фациальным особенностям водовмещающих пород на территории района работ выделены следующие водоносные горизонты:

  1. Водоносный (локально слабоводоносный) среднечетвертично-современный аллювиальный горизонт.
  2. Водоносный среднечетвертичный аллювиально-флювиогляциальный горизонт.
  3. Водоупорный (слабоводоносный) окский ледниковый горизонт.
  4. Водоносный (локально-слабоводоносный) верхнеплиоценово-нижнечетвертичный аллювиальный горизонт.
  5. Водоносный келловейский терригенный комплекс.
  6. Водоносная среднекаменноугольная терригенно-карбонатная свита.
  7. Водоупорный верейский терригенный горизонт.
  8. Водоносная нижнекаменноугольная терригенно-карбонатная свита.

Водоносный (локально слабоводоносный) среднечетвертично-современный аллювиальный горизонт залегает на всей исследованной площади в долинах рек Вад и Парца. Водовмещающими породами являются пески кварцевые, разнозернистые, нередко глинистые или с прослоями суглинков и глин с включениями грависто-галичного материала. Мощность обводной тощи аллювия колеблется в пределах 15-27 м. Дебиты родников 0,01-0,3 л/с.

Водоносный среднечетвертичный аллювиально-флювиогляциальный горизонт приурочен к аллювиально-водноледниковым отложениям и распространен в долинах рек Парца и Вад. Водовмещающие породы: пески кварцевые, мелкозернистые глинистые с прослоями суглинков и супесей. Мощность обводненной толщи колеблется от 2,8 до 17,3 м, чаще 8-14 м. Грунтовые воды залегают на глубинах от 0,8 до 8,6 м. Абсолютные отметки кровли 100-145м. По своему характеру воды горизонта безнапорные, пластово-поровые. Водоносный горизонт не отличается хорошей водообильностью. Удельные дебиты скважин не превышают 0,25-0,4л/с до 0,17 л/с.

Водоносный (локально-слабоводоносный) верхнеплиоценово-нижнечетвертичный аллювиальный горизонт приурочен к плиоценово-нижечетвертичным аллювиальным отложениям, картируется в виде небольших часто изолированных участков. Описываемые отложения выполняют погребные эрозионные долины. Разрез представлен песками кварцевыми, разнозернистыми, чаще среднезернистыми с прослоями суглинков и глин. Мощность отложений  6,0-22,0 м. По условиям залегания воды горизонта безнапорные. В зависимости от рельефа и положения водоносного горизонта в разрезе грунтовые воды  вскрываются на глубине 7,3-19,8 м. Верхнеплиоценовый горизонт маловодообилен. Удельный дебит сважин составляет 0,02-0,4л/с, родников – 0,003-0,2л/с.

Водоносный келловейский терригенный комплекс имеют широкое распространение. Нижнекелловейские отложения характеризуются песками, алевритами и прослоями глин, реже мергелями, песчаниками. Обводнены прослои и линзы песков, алевритов, мергелей, песчаников, залегающих среди глин. Мощность келловейского водоносного горизонта 1,0-47,5 м. Воды описываемого горизонта напорные. Уровни устанавливаются на глубинах 3,0-27,3 м. Водообильность отложений незначительна. Дебиты родников невелики и не превышают 0,05 л/с, преобладают 0,01 л/с.

Водоносная среднекаменноугольная терригенно-карбонатная свита. На обширной части Междуречья Мокши и Вада наиболее пригодным для организации крупного централизованного водоснабжения является среднекаменноугольный горизонт. Мощность обводненной толщи составляет 11,0-110,0 м. Водоизмещающими породами являются доломиты, известняки трещиновитые, кавернозные, нередко закарстованные. Верхняя часть раздела до 10-15 м иногда разрушена до щебня. Кровля среднекаменноугольных отложений в пределах поселения залегает на глубине около 42,0 м. Водоносный горизонт – напорный. Водоупорной кровлей служат келовейские глины мощностью 4,2-30 м. Нижним водоупором разделяющий характеризуемый и нижнекаменноугольный водоносный горизонты являются варейские глины мощностью 16-26 м.

Водоупорный верейский терригенный горизонт. В основании среднекаменноугольной толщи залегает пестроцветная тиррегенная пачка верейского горизонта. Она является разделяющим водоупором между средне и нижнекаменноугольным водоносными горизонтами. Разрез характеризуется глинами голубовато-серыми, серыми плотными, аргелитоподобными, безизвестковыми с прослоями алевритов, песчаников, известняков. Мощность горизонта 16,0-26,0 м.

Водоносная нижнекаменноугольная терригенно-карбонатная свита пользуется повсеместным распространением. Разрех горизонта представлен известняками микро и тонкозернистыми, пористыми, слабо доломитизированными с включениями гипса. Горизонт содержит высоконапорные воды. Практического значения описываемая толща не имеет.

В геоморфологическом отношении территория сельского поселения расположена в долине рек Вад и Парца.

В инженерно-геологическом строении территории принимают участие аллювиальные и элювиально-делювиальные отложения четвертичного возраста.

Грунты до глубины 6,0 м представлены 3-мя инженерно-геологическими слоями.

Слой № 1 – Сложен почвенно-растительным грунтом мощностью 0,5 – 0,8 м. Слой имеет повсеместное распространение и не пригоден  в качестве основания без предварительного улучшения.

Слой №2 – Сложен глинами известковистыми, полутвердыми, плотными, полутвердыми. Мощность слоя колеблется от 3,8 – более 5,5 м.

Слой №3 – Сложен суглинками коричневыми, полутвердой консистенции. Вскрытая мощность 3,0 – более 5,50 м.

Грунтовые воды скважинами не встречены.

По степени морозной пучинистости  грунты слоя №2 и №3 относятся к слабопучинистым. Физико-геологические процессы не выражены.

На территории поселения распространены почвы, позволяющие при соответствующей агротехнике получать неплохие урожаи сельскохозяйственных культур.

На территории землепользования поселения почвенный покров представлен, так называемыми, зональными почвами лесостепи, которые отличаются значительным разнообразием.

Плоские возвышенные плато, где механический состав подтипов более грубый, а сток атмосферных осадков затруднен, что особенно характерно для блюдцеобразных западин при почвообразовании, доминирующим является процесс оподзоливания. Этим  объясняется  приуроченность к названным элементам рельефа серых  лесных оподзоленных почв. Процессам оподзоливания способствовали леса, некогда покрывающие всю территорию района

Там где сток атмосферных осадков в какой то степени обеспечен (пологие водораздельные склоны), а материнские породы представлены лессовидными карбонатными тяжелыми суглинками, преобладающим стал процесс степного типа почвообразования, результатом которого является в этой зоне выщелочных черноземов. На слабопокатых и покатых присетевых склонах распологаются смытые почвы.

Серые лесные почвы занимают площадь 196га, мощность гумусового горизонта 25-35см. Запасы гумуса в пахотном горизонте невелики.

Черноземы оподзоленные среднегумусовые среднемощные тяжелосуглинистые занимают площадь 131га, обладают хорошими агрохимическими показателями.

Черноземы оподзоленные среднегумусовые среднемощные слабосмытые залегают на слабопокатых склонах. Смыта верхняя часть горизонта, вследствии чего почвенное плодородие ниже, чем у несмытых почв.

Черноземы выщелочные среднегумусовые среднемощные тяжелосуглинистые богаты гумусом. Черноземы характеризуются благоприятными физическими и водно-физическими свойствами: рыхлым сложением в гумусовом слое, невысоким объемным весом, высокой влагоемкостью и хорошей водопроницаемостью.

Болотные перегнойно-глеевые почвы сформировались в результате болотного процесса почвообразования при временном избыточном увлажнении поверхностными или грунтовыми водами в пониженных элементах рельефа. При использовании в земледелии нуждаются в регулировании водного режима и последующем окультуривании.

Образование смыто-намытых почв идет под влиянием талых и дождевых вод. Смытые почвы расположены по откосам балок и характеризуются почти полным отсутствием гумусового горизонта с постоянным дефицитом влаги. Намытые почвы сформировались по днищам оврагов и балок и имеют достаточную мощность гумусового горизонта. 

Территория Мордовско-Пимбурского сельского поселения в составе Зубово-Полянского муниципального района расположена в лесостепной зоне.

Естественная растительность на территории поселения сохранилась плохо. Местные черноземы заняты обширными полями, склоны балок - пастбищами. Лишь кое-где, в самых недоступных местах по склонам оврагов и приовражным участкам сохранились степные виды растений. Преобладают суходольные пастбища.

Растительность склонов характеризуется следующим составом: мятлик луговой, тимофеевка, полевица обыкновенная, клевер луговой, тысячелистник, костер безостый. Эти кормовые угодья невысокого качества, вследствие закочкаренности, сбитости. Урожайность травостоя низкая. По дну оврагов произрастают: щучка, тимофеевка, полевица белая, клевер луговой, лютик едкий, щавель конский, осоки и другие.

Луга распространенные в поймах рек представлены клеверно-разнотравным типом. Местами травостой очень густой, перевит чиной луговой, мышиным горошком. Данный тип по урожайности и кормовым качествам сена является ценным луговым угодьем.

На пахотных землях из сорняков преобладает осот розовый, редька дикая, вьюнок полевой, хвощ и т. д.

Во второй половине XX столетия в хозяйстве интенсивно велись посадки лесозащитных полос. Открытая, продуваемая со всех сторон местность преобразилась: свечами стоят высокие белоствольные березы 

Месторождения и проявления минеральных ресурсов, связанных с поверхностным залеганием и выходом на поверхность на территории сельского поселения нет. 

Современное экологическое состояние территории определяется воздействием локальных источников загрязнения на компоненты природной среды, а также трансграничным переносом загрязняющих веществ воздушным и водным путем. На фоне высокой ранимости и длительности восстановления естественных природных комплексов, при организации хозяйственной деятельности проблемы экологии приобретают первостепенное значение.

Атмосферный воздух

Приоритетным фактором состояния среды по степени влияния на здоровье человека является загрязнение атмосферного воздуха.

Так как основным видом деятельности поселения является сельское хозяйство, то загрязнение атмосферного воздуха связано, большей частью, именно с этой отраслью.

Загрязняющими веществами атмосферного воздуха на территории поселения являются: взвешенные вещества, диоксид азота, оксид углерода, формальдегид, оксид серы, углеводороды, сажа.

Основными источниками вредных выбросов в атмосферу являются объекты теплоснабжения, энергетики, транспортной инфраструктуры,  огромный вклад в загрязнение атмосферного воздуха поселения вносят автомобили.

Поверхностные и подземные воды

Наиболее опасным техногенным процессом на территории является загрязнение поверхностных и подземных вод.

Водоснабжение поселения базируется на подземных водах. Основные проблемы водопользования населения связаны с антропогенным загрязнением водоисточников, недостаточной санитарной надежностью систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Население продолжает использовать в питьевых целях воду из шахтных колодцев. По санитарно-химическим показателям 35,2% исследованных проб воды колодцев не отвечают нормам – в них обнаружено высокое содержание азота аммонийного, нитритов, нитратов, фосфатов, солей железа.

Почвы

Одним из самых неблагоприятных факторов, влияющих на качество почв района, является эрозия почв.

Гигиеническое и санитарное состояние почвы неудовлетворительное, что определяется продолжающимся загрязнением почвы за счет техногенных выбросов и бесконтрольного поступления токсических  сельскохозяйственных и бытовых отходов.

Лабораторные исследования почвы свидетельствуют о значительном загрязнении ее как по санитарно-химическим, микробиологическим и гельминтологическим показателям. Наличие в поименных почвах солей тяжелых металлов в концентрации выше фоновых величин указывает на тенденцию накопления токсичных элементов в пахотном горизонте почвы и как следствие, отражается на качестве сельхозпродукции.

В последние 10 лет в Мордовско-Пимбурском сельском поселении, как и по всей стране, наблюдалась устойчивая тенденция снижения населения.

Численность населения Мордовско-Пимбурского сельского поселения за последние годы:

№№

п/п

Наименование возрастной группы

Численность населённых пунктов за последние годы (чел.)

Прогноз по внутрихо-зяйственному расселе-нию  (чел.)

Расчётные периоды

2007

2008

2009

2015г.

2020г.

1

Трудоспособный возраст

260

273

286

-

-

2

Пенсионеры

205

217

202

-

-

3

Моложе трудоспособного возраста

150

73

68

-

-

4

Численность населения. Всего

615

563

556

490

400

Анализ естественного прироста (убыли)

Годы

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Рождаемость, чел.

3

1

2

Смертность, чел.

18

27

19

Прирост, чел.

-15

-26

-17

Брачность и разводимость в 2007 году составила.3/0

Брачность и разводимость в 2008 году составила.2/0

Брачность и разводимость в 2009 году составила.1/0 

В результате анализа компонентов изменения численности населения за последние годы можно сказать, что вклад естественной и миграционной убыли в Мордовско-Пимбурском сельском поселении в общую убыль населения не равносилен, основная причина сокращения численности населения в поселении является высокая смертность и низкая рождаемость, хотя и отрицательная миграция населения стоит не на последнем месте.

Под влиянием низкой рождаемости  в течении длительного времени в Мордовско-Пимбурском сельском поселении сложился регрессивный тип возрастной структуры населения, при котором старшие возроста преобладают над молодыми, что необеспечивает возможности численного роста населения.

Таким образом, Мордовско-Пимбурское сельское поселение является зоной устойчивой убыли населения. Это – следствие растущей смертности в результате растущей депрессии, а также ненадежной финансовой базы здравоохранения, низкого уровня жизни населения и возрастной структуры населения.

Проблемы:

  • Необходимость обеспечения занятости сельского населения
  • Недостаточность занятости населения в сфере услуг и малом бизнесе.

Проектное предложение:

  • Закрепление местного трудового потенциала в сельской местности (организация курсов по профессиональному обучению)
  • Повышение доли занятых в сфере производства услуг
  • Создание новых рабочих мест
  • Улучшение бытовых условий
  • Увеличение зарплаты, денежное стимулирование за качество и эффективность
  • Развитие частного сектора во всех сферах занятости путём предоставления субсидий и введения льготного налогообложения.

Для решения вопроса обеспечения  молодых семей жильем в Мордовско-Пимбурском сельском поселении необходимо разработать программу «Поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы».

В Мордовско- Пимбурском сельском поселении проживают 556 человек, из них трудоспособного возраста 286 человек. Основной вид приложения труда населения – личное подсобное  хозяйство, агропромышленный комплекс, обслуживающая сфера.Занятость трудоспособного населения:

- Личное подсобное хозяйство –107 чел.

- Агропромышленный комплекс:

-Товарищество на вере «ООО Вектор и компания» – 50 чел.;

- Социальная сфера – 41чел.

- Работающие за пределами района – 88чел.

Мордовско-Пимрбуское сельское поселение занимает территорию  2905,0га.

Распределение земельного фонда поселения по категориям:

Категория земель

Общая

площадь, га

Структура, %

Земли сельскохозяйственного назначения

 

Земли населенных пунктов

 

Прочие земли

                                                      

ИТОГО:

2668

 

193,0

 

44,0

 

2905,0

91,84

 

6,64

 

1,52

 

100

                Государственная кадастровая оценка сельхозугодий на 01.01.2009:

№№

п/п

Объект кадастровой

оценки

Кадастровая стоимость  с/х угодий, руб/га

1

Мордовско-Пимрбуское  сельское поселение

20,01 млн. руб

 

На более детальных стадиях проектирования оценка сельскохозяйственных земель, изымаемых под строительство и прочие нужды, подлежит обязательному уточнению, т.к. при отдельных обстоятельствах изъятия в оценку стоимости земли могут быть введены повышающие коэффициенты.

За период проведения земельной реформы в Республике Мордовия был принят ряд законодательных актов по регулированию земельных отношений:

                Закон Республики Мордовия от 12 марта 2009 № 23-3 «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия».

                Закон Республики Мордовия от 25 сентября 2008 № 75-3 «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Мордовия «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия».

                Закон Республики Мордовия от 14 июля 2008 № 58-3 «О порядке отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов на представление государственной поддержки для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».

                Закон Республики Мордовия от 13 сентября 2007 № 84-3 «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов».

                Закон Республики Мордовия от 20 декабря 2006 № 85-3 «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия».

                Закон Республики Мордовия от 7 июля 2003 № 32-3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия» (с изменениями и дополнениями).

                Указ Главы Республики Мордовия от 3 апреля 2003 № 52-УГ « О внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 31 января 2000 № 10 «О некоторых мерах по обеспечению эффективного использования сельскохозяйственных земель в Республике Мордовия».

                Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 апреля 2009 № 145 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия».

                Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 апреля 2009 № 133 «Об утверждении Порядка добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков  общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия и внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия».

                Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 декабря 2008 № 551 «Об утверждении кадастровой стоимости земель лесного фонда в Республике Мордовия».

                Постановление Правительства Республики Мордовия от 15 сентября 2008 № 413 «О внесении изменений в Подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 гг)» Республиканской целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного учета объектов недвижимости в Республике Мордовия (2002 – 2008 гг)».

                Постановление Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2008 № 251 «О внесении изменений в Положение о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия».

                Постановление Правительства Республики Мордовия от 9 июля 2007 № 320 «О реализации полномочий по принятию решений о включении земельных участков границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов».

                Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 мая 2007 № 222  «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Республике Мордовия».

                В 2004 году Госдума РФ приняла поправки к закону “Об ипотеке“, которым разрешается ипотека сельхозугодий. Теперь земельные участки становятся предметом залога (кроме земель государственных и муниципальных). Земля рассматривается как объект недвижимого имущества, как объект права, как жизненное пространство, как базис развития всех отраслей поселении

Таким образом:

  • Ликвидирована государственная собственность на землю.
  • Осуществлен переход к многообразию форм собственности.
  • Созданы объективные условия для оборота земель

В структуре жилого фонда основную долю занимает частное жилье с приусадебными земельными участками, всего 238 подворий.

  • Генеральным планом Мордовско-Пимбурского сельского поселения предполагается прибавление жилого фонда за счет увеличения площади села со строительством индивидуальных жилых домов, в которых разместятся люди нуждающиеся в жилищной площади, улучшившие свои жилищные условия и возможные мигранты и переселенцы, как с соседних районов Мордовии, так и с прилегающих республик.

Данный прогноз, возможно, позволит несколько стабилизировать численность и как следствие, увеличить плотность населения в Мордовско- Пимбурском поселении

В целом можно сказать, что Мордовско-Пимбурское сельское поселение частично оборудовано инженерной инфраструктурой, остаются актуальными вопросы обеспечения инженерией отдельных участков поселения.

Основополагающей задачей в реформе жилищно-коммунального хозяйства является полное обеспечение жилого фонда инженерной инфраструктурой (водопровод, газопровод, канализация) и ее модернизацией. Данные мероприятия позволят получить населению необходимые условия для проживания и снизить стоимость их услуг, а также администрации поселения сэкономить ресурсы, что скажется положительным моментом для ее бюджета.

  • На резервных территориях, предлагаемых генеральным планом к застройке необходимо локально увеличивать протяженность инженерных сетей с учетом дополнительных нагрузок по согласованию с инженерными эксплуатирующими организациями.

Улично-дорожная сеть в Мордовско-Пимбурском сельском поселении в основном не имеет асфальтового покрытия и представлена грунтовыми дорогами. Автомобильная дорога с асфальтовым покрытием связывает Мордовский Пимбур с городом Беднодемьяновск Пензенской области.

  • На расчетные сроки необходимо улучшать качество автомобильных дорог сельского поселения в части их покрытия асфальтобетоном, в т.ч. проводить текущие ремонтные работы, а также в перспективе проложить дороги к территориям застраиваемых жилыми домами.
  1. Детские дошкольные учреждения

На сегодняшний день в Мордовском Пимбуре функционирует одна средняя общеобразовательная школа и  детский сад. Общее количество учащихся – 45, детей, посещающих детский сад - 11.

  • Учитывая возможный перспективный прирост молодого поколения можно сделать вывод о существующем достатке мест в общеобразовательной школе  и детском саду в настоящее время и на перспективу.

3.8 Здравоохранение

Медицинское обслуживание населения Мордовско-Пимбурского сельского поселения осуществляется одним фельдшерско–акушерским пунктом (с. Мордовский Пимбур), которое по величине вполне может удовлетворять потребности населения, как в настоящее время, так и на перспективу.

  • Требуется реконструкция существующего ФАП, оснащение его современным медицинским оборудованием, повышение квалификации врачебного персонала.

3.9 Предприятия торговли и общественного питания

В настоящее время в Мордовско-Пимбурском сельском поселении функционируют один магазин продовольственных и непродовольственных товаров.

  • Руководствуясь тем, что генпланом планируется развитие поселения, вопросы расширения сети магазинов и строительство предприятий общественного питания, возможно, рассматривать в перспективе с учетом их актуальности.

Нормативная обеспеченность по данным направлениям составляет: отделения сбербанка – 1 операционное место (окно) на 1-2 тыс.человек;

Отделения связи, их мощность и количество - следует принимать по нормам и правилам федеральных министерств связи;

В Мордовско-Пимбурском сельском поселения существует одно отделение связи и отделение сбербанка.

Государственная политика в области социальной поддержки населения направлена на повышение уровня и качества жизни населения, с учетом принципов адресности и доступности.

3.11 Учреждения культуры и спорта

В селе Мордовский Пимбур располагается действующий Дом культуры, одна библиотека, спортивных залов нет.

Нормативная обеспеченность по учреждениям культуры и искусства составляет 50-60 кв.м площади пола на 1000 человек.

Нормативная обеспеченность для спортивных залов общего пользования составляет 70-80 кв.м площади пола на 1000 жителей.

Исходя из существующего положения необходимо, в перспективе реконструировать Дом культуры для нормативной обеспеченности объектов культуры, искусства и спорта с последующей оптимизацией работы по следующим направлениям:

  • расширение сети кружков по различным видам физкультуры и спорта, как на платной так и бесплатной основе;
  • поддержание в нормальном состоянии сооружений, строений и помещений, с возможной заменой зданий приходящих в негодность;
  • оснащение учреждений современным оборудованием, например применения современных тренажеров и компьютеризация процесса тренировок

Конкретные мероприятия по данным направлениям должны решаться местными органами власти, с учетом складывающихся возможностей по финансированию этих мероприятий, как за счет поселковых, так и за счет республиканских, бюджетных и внебюджетных ассигнований.

3.12 Предприятия бытового и жилищно-коммунального обслуживания

Нормативная обеспеченность объектами бытового и жилищно-коммунального обслуживания для сельского поселения на 1000 человек должна быть:

- прачечные -  60 кг белья  в смену;

- химчистки – 3,5 кг  вещей в смену;

- бани – 7 мест.

Фактическая обеспеченность объектами бытового и коммунального обслуживания:

- прачечные - нет;

- химчистки – нет;

- бани – нет.

Под экономической базой поселения понимается совокупность объектов, обеспечивающих местами приложения труда его жителей и являющихся, как правило, источниками доходов местного бюджета.

Основная цель концепции Генерального плана состоит в создании условий для достойного уровня жизни населения. При этом под достойным уровнем жизни понимается:

- обеспечение трудоспособного населения рабочими местами;

- наличие достаточного количества учебных мест в школе;

- создание жилищного фонда в размерах, удовлетворяющих потребности всего населения, путем покупки, найма и бесплатного получения жилья для льготников;

- достаточный, в два и более раза выше прожиточного минимума уровень заработной платы и не ниже прожиточного минимума уровень пенсионного обеспечения.

В реализации этой цели главное значение приобретает развитие агропромышленного производства, модернизация и формирование обновленной социальной сферы поселения.

Объекты инфраструктуры должны перейти в ведение органов местного самоуправления, обеспечивающих функционирование и развитие инфраструктурных объектов за счет средств поселкового бюджета.

Таким образом, перспективная экономическая база поселения должна обеспечивать:

  • занятость населения с достаточно высоким уровнем доходов, позволяющим осуществлять качественное воспроизводство населения (рабочей силы);
  • профессиональное разнообразие, наиболее адекватное запросам и интересам жителей;
  • восстановление, стабилизация и развитие сельского хозяйства, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сельского хозяйства;
  • безущербность производства по отношению к планировочной организации поселения и экологической ситуации;
  • конкурентоспособность продукции и услуг и возможность адаптации производства к рыночной конъюнктуре. 

 Как уже отмечалось при проведении оценки производственной сферы: основным источником возможного экономического роста Мордовско-Пимбурского сельского поселения является АПК.

На территории  поселения в настоящее время действует Отделение «Морд-Пимбурское» Товарищества на вере «ООО Вектор и компания», занимающееся  животноводством.

Необходимо создать условия для развития частных фермерских хозяйств.

Объем нового строительства объектов социальной сферы был установлен в соответствии с потребностью населения на расчетный срок (на конец 2028 г.). Проектные мощности проектируемых объектов необходимо корректировать в зависимости от периода строительства в соответствие с численностью населения и нормативной потребностью в данный период.

С целью сокращения затрат на строительство новых зданий предложены такие мероприятия как реконструкция объекта и перепрофилирование объекта.

Реконструкция объекта предусмотрена в следующих случаях:

- при необходимости увеличения проектной мощности объекта (так как строительство двух объектов с одинаковым значением на малых территориях производить  не рационально);

- при неудовлетворительном техническом состоянии объекта и одновременном излишке проектной мощности;

- при уже запланированном мероприятии (согласно Бюджетной росписи на 2009 год по Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия и прогнозу по вводу в эксплуатацию объектов социального значения на 2010-2012 гг.);

- при наличии излишней площади у объекта и возможности разместить при нем дополнительное учреждение.

Перепрофилирование предусмотрено в случае необходимости расширения или сужения перечня предоставляемых услуг.

Исходя из сложившейся ситуации в Мордовско- Пимбурском сельском поселении и предлагаемого Генпланом некоторого увеличения площадей села, на которых предполагается развитие жилой застройки с обеспечением жителей поселения в целом объектами инфраструктуры, что создаст их самодостаточность, можно предположить, что отток молодого населения из поселения после получения в городах республики специального профильного образования сократиться и появятся места приложения труда, стабилизируется рождаемость за счет создания жилищных условий молодым семьям. Руководствуясь вышеизложенным,  делаем вывод, что если не будет разработана программа поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и обеспечение их работой с достойной оплатой, то вероятная численность населения Мордовско-Пимбурского сельского поселения на первоочередной и расчетный срок до 2020 года сохранится либо значительно снизится.

Вследствие уменьшения рождаемости проблемы необеспеченности школами и детскими садами в последующие годы не будет существовать, поэтому нет необходимости принятия мер по увеличению мест в школе и расширения детского сада.

Концентрация финансовых вложений должна способствовать оснащению школ современным оборудованием, в первую очередь – компьютерным, а также привлечению квалифицированных кадров

Система дошкольных учреждений в настоящее время не может быть строго регламентирована, как школьное образование. Эта система в дальнейшем может принимать различные формы, в том числе и платные (небольшие учреждения по подготовке детей к школе). Для организации таких объектов могут использоваться помещения не загруженных школ, или вновь построенные с привлечением частных инвесторов.

На перспективу вероятно совмещение разных социально – общественных функций под одной крышей и с разными входами культурно образовательного направления.

При учреждении здравоохранения в административном центре муниципального образования района необходимо организовывать выдвижной пункт скорой медицинской помощи, для своевременного оказания помощи и транспортировки в больничное учреждение.

В целях решения кадровой проблемы обеспеченности населения медицинскими специалистами проектом предлагается организовывать при ФАПе  квартиру для специалиста, либо предоставлять специалистам, переезжающим на работу в сельское поселение отдельное жилье.

Расчетная мощность ФАП в с. Мордовский Пимбур - 10 посещений в смену.

  1. Учреждения культуры

В сельском  поселении в с. Мордовский Пимбур существует действующий дом культуры, который нуждается в реконструкции и техническом переоснащении.

С целью создания условий для проведения  регулярных занятий физической культурой и спортом в п. Мордовский Пимбур необходимо организовать оборудованную спортивную площадку. На перспективу возможно размещение на территории поселения спортивного зала.

Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Республики Мордовия. Они связывают территории региона, обеспечивают жизнь всех городов и населенных пунктов, в которых проживает более 800 тыс. человек, определяют возможности развития экономики, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

От уровня развития автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности республиканских производителей и улучшения качества жизни населения.

Автомобильный транспорт играет важную роль в экономике республики, обеспечивая около 90% от общего объема грузоперевозок (17 млн. тонн в год) и 94% пассажироперевозок (40 млн. пасс. в год), выполняемых всеми видами транспорта.

Мордовско-Пимбурское сельское поселение расположено в западной части республики Мордовии.

Необходимо увеличить количество автобусного сообщения, как с р.ц. Зубово-Поляна, так и с другими близлежащими населенными пунктами.

Текущий уровень автомобилизации населения очень не высок.

Развитие системы газоснабжения предусматривается за счет подключения заинтересованных потребителей к существующим распределительным сетям высокого, среднего и низкого давлений.

Применение природного газа в котельных и жилых домах (квартирах)  коренным образом меняет в лучшую сторону перспективу социально-экономического развития населенных пунктов и населения всего Мордовско-Пимбурского сельского поселения, в корне меняет бытовые условия жизни людей и выводит из числа депрессивных территорий.

Проектом предусматривается сохранение существующей схемы электроснабжения. По поселению выполнен расчет прогнозируемого электропотребления.

На перспективу развития системы электроснабжения потребуется усиление существующих линий электропередач и оборудования подстанций, ввиду изношенности оборудования.

Проектом предусматривается расширение и реконструкция системы водоснабжения. На перспективу развития системы водоснабжения потребуется усиление и замена ввиду изношенности существующих сетей.

Центральное водоснабжение коренным образом меняет в лучшую сторону перспективу социально-экономического развития населенных пунктов и населения всего поселения, в корне меняет бытовые условия жизни людей.

Проектом предлагается увеличение сферы услуг предоставляемых операторами связи на территории Мордовско-Пимбурского сельского поселения.

Перенос или строительство новых объектов и сетей связи на территории сельского поселения проектом предполагается  в течение срока реализации проекта (20 лет) по причинам физического износа оборудования, морального устаревания технологий абонентского доступа.

Развитие телефонной сети общего доступа планируется реализовать на однотипном оборудовании в виде современных автоматических телефонных станций и организации межстанционной связи по технологии SDH с использованием волоконно-оптических линий  связи, с возможностью реализации кольцевой защиты передаваемого трафика.

Проектом предусматривается реконструкция АТС с заменой оборудования на цифровое.

Предполагается  развитие услуг по эксплуатации сети IPTV. Сигнал IPTV предлагается передавать по каналу, основанному на технологии ADSL 2+, с помощью которого абонентам предоставляется широкополосный доступ в Интернет.

Без развития связи, без высокого качества невозможно ускорение научно-технического прогресса (НТП). Цель современной связи – обеспечить при наименьших затратах наибольший объем передаваемой информации.

Реализуя проект цифровое телевидение в России, до 2015 года, необходимо произвести модернизацию ТВ передающих центров для организации цифрового телевизионного вещания.

 4.5 Зоны с особыми условиями использования территории.

Целью политики органов местного самоуправления Мордовско-Пимбурского сельского поселения в области охраны окружающей среды и природных ресурсов должно стать улучшение качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для устойчивого развития территории, обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Основными средствами направленными на охрану окружающей среды и поддержание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки при разработке градостроительной документации является установление проектных границ зон с особыми условиями использования территории, определение мест размещения объектов капитального строительства природоохранного назначения.

Наличие тех или иных зон с особыми условиями использования определяет систему градостроительных ограничений территории.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ на территории района проектом определены следующие виды зон с особыми условиями использования:

  • санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов;
  • санитарно-защитные и охранные зоны объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
  • водоохранные зоны.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее также - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На схеме территориального планирования Мордовско-Пимбурского сельского поселения отображаются санитарно-защитные зоны от предприятий, сооружений транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов специального назначения.

  • Расстояние от распределительного газопровода высокого давления до фундаментов зданий и сооружений, устанавливается в размере 7 метров от оси газопровода в соответствии со СНиП 2.07.01.89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
  • Охранные зоны магистрального газопровода высокого давления устанавливается в размере 25 м, в соответствии с «Правилами охраны магистральных трубопроводов». Также для магистрального газопровода высокого давления устанавливается санитарный разрыв в зависимости от диаметра трубы и составляет 350 м., в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
  • Охранные зоны газораспределительных станций устанавливаются в размере 100 метров в соответствии с «Правилами охраны магистральных трубопроводов». Санитарно-защитные зоны газораспределительных станций устанавливаются в размере 300 м, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
  • Санитарно-защитные зоны проектируемых полигонов ТБО и скотомогильников, оборудованных биологическими камерами, устанавливаются в размере 500 м в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. От закрытых скотомогильников санитарно-защитные зоны устанавливаются в размере 1000 м.

В соответствии с Водным кодексом РФ определяются размеры водоохранных зон для всех водных объектов района. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Водоохранные зоны рек включают поймы, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, а также овраги и балки, непосредственно впадающие в речную долину или озерную котловину.  В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается по длине реки от их истока:

  • до десяти километров в размере пятнадцати метров;
  • от десяти до пятидесяти километров в размере ста метров.

Для озер и водохранилищ при площади акваторий

  • до 2,0км водоохранная зона устанавливается триста метров.

Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Для отображения водоохранных зон и прибрежных защитных полос на схемах был использован нормативно-правовой подход, который предполагает установление размеров ВЗ и ПЗП в зависимости от длины рек и площади озер на основе утвержденных федеральных нормативов.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • проведение авиационно-химических работ;
  • размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
  • складирование навоза и мусора;
  • заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;
  • проведение рубок главного пользования;
  • строительство новых и расширение действующих промышленных и сельскохозяйственных объектов;
  • проведение без согласования с территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Российской Федерации и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, перечисленным выше, запрещается:

  • распашка земель;
  • применение удобрений;
  • складирование отвалов размываемых грунтов;
  • выпас и организация летних лагерей скота;
  • установка сезонных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство;
  • движение автотранспорта, кроме автомобилей специального назначения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос могут быть предоставлены для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

Для обеспечения устойчивого и безопасного градостроительного развития района необходимо решение целого ряда проблем в сфере экологии:

  • в целях практической реализации перехода к устойчивому развитию необходимо проведение крупномасштабного экологического обследования территории района с целью определения параметров хозяйственной емкости экосистем;
  • отдать приоритет развитию и ужесточению экологического контроля за деятельностью производств, а также проведению государственной экологической экспертизы, с целью недопущения дальнейшего роста техногенных нагрузок на окружающую среду;
  • особое внимание следует уделять размещению новых производств, особенно в экологически перегруженных зонах; запрещать местным органам власти осуществлять регистрацию предприятий без заключения государственной экологической экспертизы;
  • переход от сплошных рубок к преимущественному использованию более экологических постепенных рубок («скандинавская» технология), на основе передовых технологий развитие деревообрабатывающих производств, создание целлюлозно-бумажных и лесохимических предприятий обеспечивающих более глубокую переработку древесины и полное использование лесных ресурсов;
  • совершенствование правовой нормативной базы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, включая определение фиксированного процента отчислений от прибыли и капиталовложений предприятий на выполнение природоохранных и природовосстановительных мероприятий, а также определение порядка ускоренной амортизации основных производственных фондов природоохранного назначения;
  • реализация мероприятий по устранению ущербов нанесенных окружающей природной среде в результате допущенных ранее ошибок при размещении, строительстве и эксплуатации промышленных предприятий и объектов, а также снижение техногенных нагрузок на окружающую природную среду до уровней соответствующих хозяйственной емкости региональных экосистем.

Одним из самых эффективных средств оптимизации природопользования являются штрафы. Размеры штрафов должны быть такими, чтобы они сделали невыгодным нарушение норм природопользования. Выплата штрафов не должна освобождать виновных от обязанностей по ликвидации последствий допущенных ими нарушений. Помимо штрафных санкций за сверхнормативное загрязнение почв, вод и атмосферного воздуха, необходимо внедрить повышенные платы и штрафы за все виды ущерба: затопление и подтопление территорий, прилегающих к дорогам и другим водоподпорным сооружениям, механическое разрушение растительности и почв, лесные пожары, браконьерство. Особого отношения и специальной политики в определении ущерба заслуживают особоохраняемые территории и территории вокруг них.

Для улучшения экологического состояния атмосферного воздуха предусматривается:

  • проведение полной инвентаризации стационарных и передвижных источников загрязнения воздушного бассейна, создание единого информационного банка данных источников;
  • внедрение новых (более совершенных и безопасных) технологических процессов, исключающих выделение в атмосферу вредных веществ;
  • выявление и рекультивация существующих переполненных и не удовлетворяющих санитарно-экологическим нормам свалок твердых бытовых отходов, разработка проектов и строительство новых полигонов ТБО удовлетворяющих экологическим и санитарно–гигиеническим требованиям; ликвидация всех несанкционированных свалок;
  • организация системы контроля за выбросами автотранспорта;
  • оснащение предприятий газоулавливающим оборудованием и совершенствование технологии производства;
  • отвод основных транспортных потоков от мест массовой жилой застройки за счет модернизации и реконструкции транспортной сети населенных пунктов;
  • создание зеленых защитных полос вдоль автомобильных дорог и озеленение улиц и санитарно-защитных зон;
  • совершенствование и развитие сетей автомобильных дорог области (доведение технического уровня существующих федеральных и территориальных дорог в соответствии с ростом интенсивности движения, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к крупным населенным пунктам);
  • комплексное нормирование вредных выбросов в атмосферу и достижение установленных нормативов ПДВ (ВСВ);
  • разработка проектов установления санитарно-защитных зон для источников загрязнения атмосферного воздуха.

Для улучшения экологического состояния водных объектов и их водоохранных зон предусматривается:

  • ликвидация объектов, нарушающих режим водоохранных зон;
  • разработка эффективных мер по предупреждению аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, залповых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и устранению их последствий;
  • выявление предприятий, осуществляющих самовольное пользование водными объектами и применение по отношению к ним штрафных санкций, в соответствии с природоохранным законодательством;
  • очистка территории водоохранных зон от несанкционированных свалок бытового и строительного мусора, навоза, мазута, отходов производства.
  • Запрещается ввод в эксплуатацию:
  • хозяйственных и других объектов, в том числе, фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;
  • водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;
  • животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
  • водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;
  • водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;
  • сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.
  • При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:
  • осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
  • производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
  • осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

Применение ядохимикатов и других химических средств допускается только в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов.

Захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты запрещаются.

Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке.

На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.

Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается.

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

В сфере охраны почв одной из неотложных  задач является осуществление системы мер, направленных на защиту почвенного покрова. Для предотвращения эрозионных процессов рекомендуется комплекс следующих противоэрозионных мероприятий:

  • агротехнические системы обработки почв;
  • лесомелиоративные, направленные на сохранение древесной растительности,  имеющей полезащитное или водорегулирующее значение.
  • В целях сохранения и повышения плодородия почв в процессе эксплуатации их необходимо проведение следующих основных мероприятий:
  • обработка почв на высоком агротехническом уровне;
  • введение севооборотов с научно-обоснованным чередованием сельскохозяйственных культур;
  • организация агротехнической службы для постоянного контроля за качественным   изменением почвенного покрова и принятия соответствующих мер по его охране;
  • внесение минеральных удобрений в строгом соответствии с потребностями почв в отдельных химических компонентах;
  • предотвращение загрязнения земель неочищенными сточными водами, ядохимикатами, производственными и прочими технологическими отходами;
  • Во избежание загрязнения природной среды химическими соединениями минеральных удобрений и пестицидов (ядохимикатов) предусматривается:
  • хранение их только в специальных складах, оборудованных в соответствии с санитарными требованиями;
  • размещение базовых складов ядохимикатов в пунктах проек­тируемых кустовых агрохимцентров;
  • ограничение применения ядохимикатов в сельском и лесном хозяйствах для борьбы с сорняками, уничтожения грызунов и вредителей растительности, где вместо них могут эффективно использоваться агротехнические, биологические и другие методы.

Для обеспечения охраны и рационального использования почвы необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по ее рекультивации. Рекультивации подлежат земли, нарушенные и (или) загрязненные при:

разработке месторождений полезных ископаемых;

прокладке трубопроводов различного назначения;

складировании и захоронении промышленных, бытовых и пр. отходов, ядохимикатов;

 ликвидации последствий загрязнения земель.

Порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также приемку и передачу рекультивированных земель, необходимо осуществлять в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Особое внимание необходимо уделить санитарной очистке территории, так как проблема утилизации отходов  в поселении, являясь одной из самых приоритетных в решении задач по охране окружающей среды.

В целом по сельскому поселению многие санкционированные свалки не имеют элементарного благоустройства: территория их не огорожена и не всегда определена, нет гидроизоляции основания, отходы размещаются беспорядочно, уплотнение и пересыпка отсутствует. Как следствие, учет и контроль на таких свалках не ведется. Не налажен контроль поступающих отходов, в результате совместно размещаются твердо-бытовые, строительные и промышленные отходы разных классов опасности (вплоть до высокотоксичных, медицинских, просроченных ядохимикатов и других опасных отходов). Не соблюдается технология захоронения отходов, не проводится мониторинг состояния окружающей среды.

Многие жители обезвреживают отходы способами, противоречащими санитарным нормам вывозят на свалки ТБО, сжигают не в специализированных установках и без очистки образующихся при этом выбросов.

Особого внимания требует проблема утилизации токсичных и экологически опасных отходов. Состав отходов разнообразен: отходы нефтепродуктов, строительный мусор, металлолом, отходы деревопереработки, ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, ртутные приборы, их бой), автошины, аккумуляторные батареи, нефтепродукты, масла, растворители, лакокрасочные материалы, металлические порошки, химические реактивы и др.

Утилизация и переработка отработанных автошин по-прежнему остается актуальной для региона.

Учет размещаемых на объектах захоронения отходов либо не ведется, либо ведется по объему, вывозимому спецавтотранспортом, и может рассматриваться как оценочный.

Основными факторами неудовлетворительного состояния сбора, вывоза и обезвреживания ТБО являются:

  1. Размещение ТБО осуществляется преимущественно на необустроенных и не имеющих проекта свалках, на которых отсутствует система защиты от загрязнения почв, поверхностных и грунтовых вод, и расположенных иногда в экологически неприемлемых местах (водоохранных зонах).
  2. Эксплуатация свалок не соответствует действующим санитарно-гигиеническим требованиям (нет уплотнения мусора, изоляции, последовательной рекультивации карт, подъездные дороги и окрестности свалок загрязнены).
  3. Контроль за содержанием отходов, привезенных на полигоны (свалки), не осуществляется, поэтому помимо ТБО туда бесконтрольно вывозятся промышленные, крупные строительные, медицинские отходы.

Решение вопросов охраны окружающей среды требует выполнения на современном уровне комплекса мероприятий по совершенствованию схемы санитарной очистки и уборки населенных мест.

Назрела необходимость последовательно перейти к организации строительства объектов обезвреживания отходов с частичной переработкой основных видов отходов (древесина, пищевые отходы, резина, ртутные лампы, металлы).

Основными задачами управления отходами в Мордовско- Пимбурском сельском поселении являются:

- максимальное использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;

- оптимальная эксплуатация полигона ТБО с учетом последующей рекультивации территорий;

- организация региональной и межрегиональной кооперации производств по использованию вторичных ресурсов на основе создаваемого «информационного банка отходов».

Таким образом, политика в сфере управления отходами главным образом ориентируется на снижение количества образующихся отходов и на их максимальное использование.

При такой постановке задачи одним из важнейших элементов является селективный сбор и сортировка отходов перед их обезвреживанием с целью извлечения полезных и возможных к повторному использованию компонентов.

Предусматривается развитие обязательной планово-регулярной системы сбора, транспортировки всех бытовых отходов (включая уличный мусор), их обезвреживание и утилизация.

Основными положениями организации системы санитарной очистки являются:

  • Сбор, транспортировка и удаление твердых бытовых отходов (ТБО), а также всех видов отходов.
  • Обезвреживание и утилизация всех отходов.
  • Организация сбора и удаление вторичного сырья.
  • Сбор, удаление и обезвреживание специфических отходов (подлежат учету и отдельному обеззараживанию).
  • Удаление, обезвреживание и переработка неутилизируемых промышленных отходов.
  • Уборка территорий от мусора, снега.

Организация системы санитарной очистки надлежащим образом чрезвычайно актуальна вследствие гидравлической зависимости водных систем от состояния территории селитебной и промышленной зон, от состояния почвы.

Нормы накопления отходов принимаются в соответствии с численностью населения (согласно СНиП 2.07.01-89*«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») и с учетом сложившейся конкретной ситуации.

Полигоны ТБО.

К первоочередным мероприятиям по решению проблемы образования и утилизации отходов следует отнести:

Рекультивация и санация мест размещения свалок ТБО.

Строительство полигонов ТБО в соответствии с нормативными требованиями.

Оборудование полигонов ТБО биотермическими камерами для утилизация биологических отходов.

На первом этапе основным методом обезвреживания отходов является их захоронение на полигоне. (В перспективе следует ориентироваться на прогрессивные технические решения, предусматривающие термические методы).

На полигоне допускается обезвреживать:

  • бытовой мусор от жилых зданий, культурно-бытовых и административных учреждений;
  • уличный мусор;
  • неутилизируемый строительный мусор и другие нетоксичные отходы производства, не подлежащие вторичной переработке.

Не допускается складирование и обезвреживание нефтегазосодержащих отходов, трупов животных, жидких отходов, которые должны обезвреживаться или ликвидироваться на специальных сооружениях.

Полигон ТБО как комплекс сооружений, предназначенных для размещения и обезвреживания отходов, концентрирует на ограниченной территории значительное количество загрязняющих веществ. Для исключения опасности окружающей природной среде при проектировании и строительстве полигона ТБО должны быть предусмотрены меры, исключающие возможность загрязнения: устройство противофильтрационного экрана, планировка уклона основания для сбора фильтрата, организация системы перехвата и отвода атмосферных осадков с прилегающих земельных участков.

Защита среды от загрязнения в зоне потенциального влияния полигона должна быть решена как комплекс мероприятий, создающих изоляционный слой в основании полигона и предусматривающих минимизацию объемов образования фильтрата полигона за счет поэтапного освоения территории и устройства водозащитного покрытия по внешним откосам и поверхности отходов.

Новые полигоны должны проектироваться, при возможности, с учетом прогноза образования бытовых отходов в близлежащих населенных пунктах и быть рассчитаны на эксплуатацию несколькими населенными пунктами, по крайней мере, в течение 15-20 лет.

Для захоронения биологических отходов (павших животных, трупы собак, кошек, птиц и т.п.) на территории каждого запроектированного полигона необходимо предусмотреть участок с биотермическими камерами.

Скотомогильники.

На территории поселения проектируются скотомогильники с биологическими камерами для утилизации биологических отходов.

Биологическими отходами являются:

трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

абортированные и мертворожденные плоды;

ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах;

другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям. Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации.

В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

  • сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;
  • энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна маэди, перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;
  • болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

Медицинские отходы.

Особая гигиеническая значимость медицинских отходов заключается в том, что в их составе кроме микробиологических и токсических составляющих могут присутствовать самые разнообразные вредные примеси, включая неиспользованные лекарственные средства, радиоактивные и полимерные материалы.

В Мордовско- Пимбурском сельском поселении не создана единая система сбора, сортировки, маркировки, транспортировки, захоронения и утилизации отходов объектов здравоохранения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ».

Под медицинскими отходами (далее отходы ЛПУ) понимаются все виды отходов, образующихся в ФАПе. К отходам, образующимся при работе фельдшерско-акушерских пунктов, в зависимости от класса опасности предъявляются различные требования по сбору, хранению и транспортированию.

Для снижения негативного влияния отходов ЛПУ, а также в целях урегулирования отношений, возникающих между организациями в процессе сбора, транспортировки, уничтожения данного вида отходов необходимо:

  • провести инвентаризацию образующихся отходов, ввести учет объемов образования, накопления и вывоза отходов, иметь документальное подтверждение размещения отходов в установленных местах;
  • уничтожение отходов, содержащих фармацевтическую продукцию, осуществлять только на специальных установках с оформлением соответствующей документации по согласованию с органами

                      Роспотребнадзора и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Необходимы разработка и утверждение на уровне муниципального образования положения о порядке сбора, временного хранения, транспортировки, обезвреживания и размещения отходов ЛПУ. Изготовление тары для хранения и удаления отходов ЛПУ возможно из вторичных материальных ресурсов на основании областного (муниципального) заказа.

Транспортные отходы

Транспортными отходами являются:

               снятые с эксплуатации, механически поврежденные, брошенные и разукомплектованные транспортные средства: кузова легковых, грузовых, специальных автомобилей, автобусов, подвижной состав железных дорог, плавучие средства, авиационная техника, сельскохозяйственные и строительно-дорожные машины, полуприцепы;

не подлежащие к использованию компоненты транспортных средств: двигатели, шасси, шины, электрооборудование, включая аккумуляторы и электролиты, подшипники качения, оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, другие агрегаты и узлы;

расходуемые в процессе использования транспортных средств и бытовой техники конструкционные и эксплуатационные материалы;

отходы эксплуатации и переработки техники, промасленные ветошь и опилки, осадок очистных сооружений оборотного водоснабжения транспортных предприятий.

С целью снижения вредного воздействия отходов, образующихся при эксплуатации автотранспорта, на экологическую обстановку в поселении необходимо принять ряд мер, в том числе:

  • проработать с предприятиями возможность создания на их базе технологических линий по переработке транспортных отходов;
  • выделить площадки для временного хранения и сортировки отходов потребления транспортных средств;
  • создать специализированное предприятие или возложить на имеющиеся предприятия функции по обращению с отходами потребления транспортных средств;
  • разработать специальную подпрограмму по обращению с отходами потребления транспортных средств.

 

1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6