Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
ПФР предупредит граждан о минуса...

ПФР предупредит граждан о минусах досрочного перевода накоплений

Теоретически это может сократить уход "молчунов" из ПФР. Однако пока техническая реализация этого механизма не предложена. К тому же львиная доля заявлений на перевод подается гражданами без визита в Пенсионный фонд России.

О введении дополнительной обязанности ПФР по информированию граждан о потере инвестдохода при досрочном переходе из ПФР в НПФ или между НПФ вчера со ссылкой на источник, близкий к Минфину (разрабатывает поправки к профильному закону), сообщил "Интерфакс". В пресс-службе Минфина факт подготовки подобных поправок подтвердили, однако на запрос "Ъ", как на практике будет реализована подобная норма, особенно в случае подачи заявления о переходе без визита гражданина в ПФР, не ответили.

Мы ждем от Минфина реалистичного механизма этого предложения,— сообщили в пресс-службе ПФР.

В настоящее время подавляющее число заявлений на перевод пенсионных накоплений оформляется с использованием электронной подписи, т. е. без посещения ПФР. Так, по состоянию на 1 декабря в ПФР поступило 7 млн заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений. Из них 6,6 млн заявлений были поданы в электронном виде с использованием услуг удостоверяющих центров, 226 тыс.— при личном визите граждан в ПФР, остальные — почтой, курьером или через МФЦ. В Банке России уточнили, что поправки Минфина также подразумевают обращение гражданина к текущему страховщику (сейчас достаточно заключить договор с новым фондом и направить заявление в ПФР).

Гражданин, принявший решение о переходе в другой фонд, должен будет в обязательном порядке обратиться в НПФ, который управляет его пенсионными накоплениями на текущий момент. И данный фонд должен будет уведомить гражданина о сумме инвестиционного дохода, который, возможно, будет потерян при переходе в другой фонд,— сообщили в пресс-службе ЦБ.

Сейчас расчетов своих потерь при досрочном переходе граждане не видят — такие данные есть лишь у их действующих страховщиков.

К сожалению, ПФР не обладает такой информацией, и, чтобы он мог собирать и предоставлять ее, необходимо будет существенно изменить систему персонифицированного учета,— отмечает исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев.

Как указывает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов, без создания единого администратора, который консолидирует данные по накопленному инвестдоходу клиентов ПФР и НПФ, идея информирования граждан о потерях практически не реализуема. Отметим, создание такого администратора ЦБ и Минфин анонсировали в конце прошлого года, наряду с трансформацией нынешней системы ОПС и запуском индивидуального пенсионного капитала с 2019 года.

Альтернативный — и довольно радикальный — вариант решения проблемы потери инвестдохода гражданами ранее представил и социальный блок правительства. Минтруд предложил исключить возможность оформления заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений с использованием электронной подписи, формируемой независимыми удостоверяющими центрами.

Впрочем, радикального сокращения числа переходов участники рынка не прогнозируют, несмотря на то что доля досрочных переходов чрезвычайно высока (более 98%). По оценке руководителя аналитической службы АНПФ Евгения Биезбардиса, совокупные потери граждан при досрочных переходах по итогам переходной кампании 2016 года могут составить до 40 млрд руб. Однако, как отмечает гендиректор Национального НПФ Светлана Касина, "доступ к пенсионным накоплениям для граждан — долгосрочная перспектива. И клиентов, недовольных обслуживанием или уровнем доходности в текущем фонде, информирование о потерях не остановит".

1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6