Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами
О выплате пенсий гражданам, кото...

О выплате пенсий гражданам, которые признаны банкротами

Связь банкротства с пенсией

Важно, что теперь имеется новый субъект правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством), а именно – финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве конкретного гражданина. Роль финансового управляющего достаточно велика – он фактически управляет процессом банкротства гражданина – должника, в связи с чем наделен широкими полномочиями. Так, финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина: распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях; открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях и др. Ссылаясь на такие полномочия, некоторые финансовые управляющие стали требовать осуществлять выплату назначенной банкротам пенсии на собственные реквизиты. 

В этом случае необходимо помнить, что в международном сообществе право человека на социальное обеспечение, к которому относится и право на пенсию, является общепризнанным. Во всех фундаментальных актах международного законодательства о правах человека этому праву посвящены отдельные положения. По существу, право на социальное обеспечение относится к тем правам, которые позволяют человеку жить, существовать в обществе, оно наиболее востребовано гражданами. 

Изложенные обстоятельства предопределяют особое отношение государства и законодателя к порядку пенсионного обеспечения граждан. Поэтому право на получение пенсии в нашей стране гарантируется Конституцией (статьи 7 и 39), а непосредственно условия пенсионного обеспечения устанавливаются законами.

Что говорит закон

При этом в целях недопущения внесения произвольных изменений в правила пенсионного обеспечения в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», содержится норма, предусматривающая, что изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в названный Закон. Аналогичное положение имеется и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (статья 1). 

Таким образом, правила выплаты пенсии могут устанавливаться только в самих пенсионных законах, если же нормы о пенсионном обеспечении содержатся в иных законодательных актах, то они не должны противоречить положениям специальных пенсионных законов. В случае наличия конкурирующих норм (в специальном пенсионном законе и в ином законодательном акте, который не имеет своей целью регулирование пенсионных правоотношений) приоритет остается за пенсионным законодательством. Такой подход обуславливается, в том числе, международно-признанным и конституционным характером права на пенсионное обеспечение. Порядок выплаты и доставки страховых пенсий, в том числе удержания из сумм указанной пенсии, определен Законом № 400-ФЗ. 

Согласно части 12 статьи 21 указанного Закона выплата страховой пенсии на территории России производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением ситуации, предусмотренной статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ. Как известно, исключение – это выплата пенсий работающим пенсионерам без учета сумм индексаций (увеличений), которые имели место в период осуществления ими трудовой и (или) иной деятельности. Выплата и доставка пенсий являются основными функциями территориальных органов ПФР, выполнение которых позволяет получить гражданам причитающиеся им суммы пенсии, как говорится, «на руки». 

Согласно нормам Закона № 400-ФЗ доставка пенсии может осуществляться: через кредитные организации; организациями почтовой связи; иными организациями, которые занимаются доставкой пенсий. Выбор организации, которая доставляет пенсию, делается исключительно самим пенсионером путем подачи заявления. Для органов ПФР главное при определении доставщика пенсии – это волеизъявление правомочного лица.

Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличном от указанного в заявлении пенсионера, или на счет самого финансового управляющего пенсионное законодательство не содержит.


Зачисление пенсии на банковский счет, открытый на имя финансового управляющего, а не пенсионера, признанного банкротом, законодательством о несостоятельности также не предусматривается.  

Учитывая изложенное, выплата и доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством. 

Одновременно данное правило не отменяет того факта, что при получении от финансовых управляющих надлежаще оформленных запросов территориальные органы ПФР должны довести до их сведения в целях исполнения ими своих полномочий, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), информацию об организации, осуществляющей доставку пенсии гражданину-должнику, в том числе о реквизитах счета в кредитной организации, на который производится перечисление сумм пенсии. Кстати, интересно, что согласно законодательству о банкротстве гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. 

Учитывая права финансового управляющего в части распоряжения финансовыми средствами гражданина – банкрота, предоставленные ему в рамках действующего правового регулирования, можно констатировать, что порядок выплаты и доставки пенсий, закрепленный в пенсионном законодательстве, нисколько не мешает финансовому управляющему выполнять свои задачи, вмененные ему в обязанности, в отношении гражданина – должника. 

1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6